Глава 7

Человек:

становление  и  рАЗВИТИЕ

 

 

С человеком, несомненно, появилась огромная геологическая сила.

Это не случайный факт, он был предзаложен всей палеонтологической эволюцией.

Это такой же природный факт, как и остальные.

В.И.Вернадский

 

Зачем природе Человек? Человек как сила Природы. Труд как увеличение свободной энергии. Примитивный обмен с природой. Физиологические функции. Границы выживания индивида. Целесообразное поведение. КАК  РАБОТАЕТ  «УСТРОЙСТВО»,  ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ «ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ»  ПОВЕДЕНИЕ? «ПРИМАТ» И «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРУДИЙ». Первая потребность и развитие. Возникновение речи. Первый трудовой акт. Труд и работа: меры. Потенциальная возможность. Эффективность. Качество организации труда. Реализованная возможность и мощность потерь. Элементарная схема производственного цикла. Мера труда и мера производительности труда. Интегральная потоковая структура. Мышление. Интеллектуальная возможность. Развитие.

 

 

1.      Зачем природе Человек?

В истории Земли не раз складывались такие критические ситуации, или, как их называл Вернадский, критические периоды, когда для поддержания жизнедеятельности, а следовательно, устойчивой неравновесности, живого вещества геологическая деятельность в самых разнообразных ее проявлениях усиливалась в своем темпе, создавались новые формы организованности живого вещества, более совершенные и развитые, но и более сложные, чем предыдущие. Эти новые формы организованности обладали большей способностью производить внешнюю работу в изменившейся среде обитания и поэтому обеспечивали больший темп роста свободной энергии. За счет создания новых форм и обеспечивалось устойчивое неравновесие живого вещества в целом, при его переходе в новое эволюционное состояние. Это было, например, в Кембрии, когда появились крупные организмы с кальцитовыми скелетами. Так было и в третичное время, когда образовались леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих.

Нечто подобное произошло и несколько миллионов лет назад, когда наступившее на Земле оледенение создало для живого вещества критическую ситуацию: существование живого вещества планеты оказалось под угрозой. Естественно, что в таких условиях для поддержания и дальнейшего развития потребовалось дополнительное тепло. Но откуда это тепло взять? В силу сложившейся ситуации это тепло можно было получить только за счет увеличения эффективности использования доли энергии Солнца, аккумулированной на поверхности Земли. По-видимому, только в этом случае живое вещество могло выйти из критической ситуации. Но для этого нужна была такая перестройка, которая усилила бы способность живого вещества совершать полезную внешнюю работу. Появляется новая форма организованности живого, которая обладает способностью увеличивать эффективность использования аккумулированной энергии Солнца. Такой новой формой и явился труд, создавший новую геологическую силу — человека, наделенного разумом — способностью сохранять развитие.

В настоящее время на одного человека, в среднем, приходится не 2500 ккал, как это было в далеком прошлом, а 250 тыс. ккал в сутки. Ведь человек потребляет не только пищу, но и материальные, и духовные блага, предоставляемые ему цивилизацией, которые в пересчете на калории и дают указанную величину. По образному выражению Бёша, последнее означает, что в современном мире на каждого человека как бы работают сто невидимых рабов. Налицо эмпирически установленный факт — гигантский рост возможностей человека в ходе его исторического развития. Что же является причиной и движущей силой неубывающего роста возможностей человека?

 

2.      Человек как сила Природы

По существу, одним из первых, кто дал естественно-научный ответ на этот вопрос, был С.А.Подолинский, который в 1880 г. показал, что человек является единственной известной в науке силой природы, которая определенными волевыми актами способна:

1)      увеличивать долю энергии Солнца, аккумулируемой на поверхности Земли;

2)      уменьшать количество энергии, рассеиваемой в мировое пространство.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что растения, которые фактически аккумулируют лучистую энергию в вещество собственного тела, в большинстве случаев сами по себе не могут превращать ее в движение, а животные, начиная с простейших и кончая высшими (не включая человека), не могут тратить ее так, чтобы увеличивать количество аккумулированной энергии Солнца хотя бы временно. Только человек своим трудом, культивируя растения на новых землях или расширяя использование старых земель, ирригируя засушливые местности, применяя улучшенную систему культурных растений, применяя новые машины и технологии, добивается первой цели. Защищая растения от их естественных врагов и не допуская уничтожения растений, люди работают на достижение второй цели.

3.      Труд как увеличение свободной энергии

Подолинский определил «труд, как такую затрату мускульной силы человека или используемых им животных и машин, результатом которой является увеличение энергии Солнца, аккумулированной на Земле». Но здесь возникает естественный вопрос, если труд — это затраты прежде всего мускульной силы человека, то как же тогда квалифицировать труд умственный? Подолинский приходит к выводу, что любой интеллектуальный труд, будь это хоть труд гения, не может увеличивать аккумулируемую энергию на Земле, не оказывая влияния на рост производительности труда работающего, который и прилагает свои силы к новым изобретениям. Без затрат физического труда любое изобретение остается бесплодным. Поэтому для всех видов умственного труда единственный путь к увеличению количества энергии Солнца, удерживаемой на Земле, — путь, который с помощью более совершенных машин и технологий делает физический труд более производительным.

 

4.      Примитивный обмен с природой

Количественный анализ обмена веществ между природой и далеким предком человека, назовем его «приматом», сразу выделяет «особенности» обмена веществ в живой природе.

Рис. 7.1

 

На рис. 7.1. представлены в виде прямоугольников два объекта: «природа» и «примат». Относительно последнего мы располагаем следующими данными. При среднем весе в 75 кг «внутри «примата» содержится примерно 300 000 ккал потенциальной (химической) энергии. Эта величина получается из средней «теплоты сгорания», имеющей порядок 4 ккал на г живого вещества. Оба числа — 75 кг и 300 000 ккал помещены в прямоугольнике, обозначающем «примата».

Второй прямоугольник, обозначенный «природа», не содержит никаких количественных данных. Эти данные должны быть выявлены из самого процесса обмена веществ.

Оба прямоугольника связаны тремя стрелками, каждая из которых характеризует ПОТОК ЭНЕРГИИ или МОЩНОСТЬ. Так, например, современный человек в покое в условиях физиологически нормальной среды, расходует на обмен веществ (работа сердца, легких, печени и т.д.) около 1800 ккал в сутки, что и отмечено на нижней стрелке, обозначающей «обмен веществ». Нам будет полезно переводить эти расходы потоков  энергии  из  килокалорий  в  сутки  в  ВАТТЫ.  существует  простое  правило: 20 ккал в сутки = 1 вт, следовательно, 1800 ккал в сутки = 90 вт.

Очевидно, что наш предок не находился в условиях «физиологического комфорта», что и показано расходом энергии 2500 ккал в сутки, что соответствует расходу порядка 125 вт.

Калорийность потребляемых продуктов питания, в зависимости от возраста и физической нагрузки, колеблется от 2500 до 6000 ккал в сутки, что соответствует мощности от 125 до 300 вт.

На рис. 2.1. мы показали «затраты» (или «активное воздействие» на природу) нашего примата — 2500 ккал в сутки или 125 вт. (Штангист, устанавливающий мировой рекорд в толчке, развивает мощность в 3 квт.)

Совершенно очевидно, что, теряя на обмен веществ 2500 ккал в сутки (или 125 вт), наш примат может полностью «выгореть» за 140 суток... Но он явно живет дольше! Это и достигается за счет «затрат» или «активного воздействия» на природу.

Поскольку основной обмен хотя и необходим, но никакого влияния на величину РЕЗУЛЬТАТА не оказывает, мы получаем парадоксальное соотношение РЕЗУЛЬТАТА к ЗАТРАТЕ: не менее 200%!

Поскольку никакой «случайный механизм» обмена 1 кал расхода на получаемые из природы 2 кал обеспечить не может, то внутри примата мы изобразили некое «управляющее устройство», обозначенное буквой «У». Можно думать, что это устройство является символическим «мозгом» примата, который и помогает ему в столь нетривиальной операции обмена.

5.      Физиологические функции

Представленные на рис. 7.1. «затраты» выполняют 2 физиологические функции: 1) получение питания для поддержания веса живой массы; 2) расходы энергии на уклонение от «опасности» (функция «самосохранения» или «выживания»).

Однако наличие данных функций рассчитано на выживание отдельного организма. Он стареет и погибает. Этот факт порождает новую функцию — функцию «ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА». В этом смысле получаемый результат должен иметь излишек — D, который предназначен для «питания потомства».

Описанная схема является справедливой для любого животного и выражает только ЧИСТО  БИОЛОГИЧЕСКИЕ  ПОТРЕБНОСТИ  ВЫЖИВАНИЯ  ВИДА.

 

6.      Границы выживания индивида

Тем не менее, ДОМИНИРОВАНИЕ  ПРИТОКА  ЭНЕРГИИ  НАД  РАСХОДОМ выражается в кажущемся коэффициенте полезного действия, нижняя грань которого и составляет 200%, является фундаментальным фактом «ГРАНИЦЫ  ВЫЖИВАНИЯ  ИНДИВИДА».

Если этот коэффициент полезного действия падает ниже 200% — наступает эпоха КАННИБАЛИЗМА: пленника просто съедают, используя 300 тыс. ккал, накопленных в органическом веществе его тела. Это и есть начальная точка отсчета человеческого рода — первобытный КАННИБАЛИЗМ.

Вся современная «цивилизация» лишь припудренное выражение исходного каннибализма — он не ушел из нашей жизни и в настоящее время. Один из авторов лично был знаком с десятками каннибалов, которые при побеге из Норильска съедали человека по дороге на юг.

Наблюдал каннибализм и в 1851 г. Ч.Дарвин на Огненной Земле: в зимнюю голодуху сперва съедали стариков и старушек, а только потом собачек — так как собачки еще могли ловить добычу...

Вся эта сентенция посвящена тому, что отношение РЕЗУЛЬТАТА к ЗАТРАТЕ не может падать менее 200%...

Совсем другой эффект мы наблюдаем при росте отношения результата к затрате. Когда эта величина приближается к 300% — пленника становится съедать НЕВЫГОДНО, и ему сохраняют жизнь в форме РАБА.

Так возникает первая социальная система общественного производства — РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ  ОБЩЕСТВО.

Необходимость продолжения вида и дает этот излишек над основным обменом веществ, но в процессе исторического развития этот «излишек» и образует подлинную природу «ПРИБАВОЧНОГО  ПРОДУКТА», являющегося логическим РАЗВИТИЕМ выявленной СУЩНОСТИ органической жизни. Именно в этом смысле, до начала обсуждения социально-экономических проблем, следует отметить, что ключевой проблемой здесь является величина ИЗБЫТКА над ЗАТРАТАМИ. В последующем возникновении товарно-денежных отношений этот избыток принято называть «ПРИБЫЛЬЮ», исчисляя ее в количестве процентов прироста в год, а затем эта прибыль может аккумулироваться в форме денежной массы или, так называемых, «ценных бумаг».

Возвращаясь к отношениям межу приматом и природой, мы видим использование приматом не только своего тела, но и «преднайденных орудий»: камня, палки и т.д.

Уже здесь можно заметить использование приматами некоторых предметов природы, используемых в качестве орудий. Обычно — это предметы, найденные вблизи места применения. Использование примитивных орудий позволяет УМЕНЬШИТЬ  ЗАТРАТЫ, не изменяя величины получаемого РЕЗУЛЬТАТА. Естественно, что такое увеличение отношения РАЗУЛЬТАТА к ЗАТРАТЕ и фиксируется УСТРОЙСТВОМ, которое обозначено на рис. 7.1. буквой «У».

 

7.      Целесообразное поведение

Введем «примитивную» формулу ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ, как отношение РЕЗУЛЬТАТА к ЗАТРАТЕ: Ц(t0) = результат : затрате = 2 + D; что можно понимать, как кажущийся коэффициент полезного действия, превосходящий 200%. Но этот коэффициент целесообразности с течением времени не может УМЕНЬШАТЬСЯ, так как уменьшение этого коэффициента означает ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ДАННОГО ВИДА.

Итак, мы получаем ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:  ВЕЛИЧИНА КОЭФФИЦИЕНТА  ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ  ЕСТЬ  НЕУМЕНЬШАЮЩАЯСЯ ФУНКЦИЯ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО  ВРЕМЕНИ. Формально это можно представить формулой: d/dt [Ц(t0)] ³ 0. Эта формула читается так: ОТНОШЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТА  К ЗАТРАТЕ  НЕ  УМЕНЬШАЕТСЯ  С  ХОДОМ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО  ВРЕМЕНИ.

Полученное выражение полностью эквивалентно таким словосочетаниям: «Антиэнтропийный процесс», «рост ЭКТРОПИИ», движение «от хаоса к порядку» и т.д. и т.п., так как наблюдаемый процесс НЕ  СЛЕДУЕТ  И  НЕ  ВЫВОДИТСЯ  ИЗ ПРИНЦИПА  УВЕЛИЧЕНИЯ  ЭНТРОПИИ.

 

8.   КАК  РАБОТАЕТ  «УСТРОЙСТВО»,  ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ

«ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ»  ПОВЕДЕНИЕ?

Опишем действие этого устройства на уровне примата, не вводя узла, где результат распределяется на биологические функции и на производство и совершенствование орудий, на изготовление и производство которых расходуется энергия, добываемая из природы.

Уже расширение схемы до «семьи» приматов, состоящей из 12 человек, где шесть взрослых и шесть детей, потребует коэффициента «целесообразности», равного 300%: прибавочный продукт будет расходоваться на питание детей, которые еще не могут принимать участия в затратах.

Тем не менее «глава семьи» обязан выполнять функции «управляющего устройства». Перечислим эти функции:

1. Запомнить последовательность движений, характеризующих затраты. Уже пчелы, как известно, в своем танце перед ульем сообщают расстояние (точнее затраты энергии на полет) и направление для взятия нектара. Это описано Реми Шовеном.

2. Вычислить общую величину ЗАТРАТ, т.е. вычисляется функционал над необходимой суммой совершаемых движений. Обозначим его f(з).

3. Запомнить последовательность действий, совершаемых при получении РЕЗУЛЬТАТА.

4. Вычислить величину-функционал от РЕЗУЛЬТАТА. Обозначим его j(р).

5. Вычислить отношение функционала-результата к величине функционала-затрат. Ц(t) предварительное = [j(р)/f(з)].

6. Разделить это отношение на прошедшее время от начала активных затрат до полного использования результата. Ц(t) = {[j(р)/f(з)]/(t1 – t0)}.

7. Полученное соотношение сравнить с существующим отношением, которое имело место в предшествующих случаях. Если данный случай по величине превосходит предшествующие — принять новую программу поведения. Если полученное отношение МЕНЬШЕ, считать данную последовательность действий НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ.

Мы специально провели эту цепочку рассуждений, так как это именно те самые действия, которые в настоящее время образуют бизнес-план. Конечный результат расчета может быть выражен как в терминах выживания вида, так и в терминах ожидаемого ежегодного процента на вложенный капитал (с пренебрежением некоторыми деталями последнего процесса, но с сохранением СУЩЕСТВА ДЕЛА).

Малозаметное различие состоит в том, что первый вид расчета основан на ФИЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЯЕМЫХ ВЕЛИЧИНАХ, а второй — на традиционном товарно-денежном обращении.

Если бы номинальная «стоимость» денежных знаков не изменялась (а это далеко не так), то энергетический расчет оказался бы независимым от колебания курса валют.

Этот прием вычисления эффективности затрат при реальных современных процессах имеет более чем столетнюю историю и, как мы полагаем, через некоторое время станет в инженерной практике столь же привычным, как современные финансово-экономические расчеты.

 

9.      «ПРИМАТ» И «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРУДИЙ»

Совершенно очевидно, что использование преднайденных орудий еще не выводит примата из животного мира. Развитие этого положения принадлежит О.М.Юню:

«Постоянное применение орудий создало постоянную потребность в них. Потребность была новой, несвойственной остальному животному миру, и это резко выделило предка человека из этого мира. Однако удовлетворение этой потребности происходило по-старому, путем присвоения готового продукта природы. Это оставляло человека в рамках животного мира.

Постоянное применение орудий вынуждало человека делать сравнения и отбирать лучшие. К ним предъявлялись все более высокие требования. Предок человека стал их УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ, он начал производить орудия.

 

10.  Первая потребность и развитие

Можно сказать, что первой потребностью, возникшей не вследствие изменения окружающей предка человека действительности, а в результате присвоения продуктов природы с помощью орудий, первой человеческой потребностью была потребность в совершенствовании орудий. Эта потребность остается постоянной потребностью трудовой деятельности человека. И именно ее удовлетворение все в большей степени превращает человека во властелина природы.

Совершенствование орудий привело к развитию методов присвоения продуктов природы и к развитию самого человека, расширению круга присваиваемых продуктов, к изменению способа их потребления, короче — к изменению потребления. Последнее изменило также и потребности человека.

Потребность, созданная производством, — это уже не естественная потребность, которая удовлетворяется продуктами природы, она есть человеческая потребность в продуктах производства, выросшая на базе естественной потребности в сохранении физического существования.

Создавая объект потребления и потребность, производство тем самым создает потребление, а следовательно, и самого потребителя — человека. При этом оно, являясь истинным творцом, создает человека по своему образу и подобию, ибо, определяя объективные свойства продукта производства, оно тем самым определяет и субъективные потребности человека. Каждый новый продукт производства порождает в человеке новую потребность, и, чем больше продуктов оно создает, тем больше потребностей имеет человек. Разнообразие и утонченность потребностей человека — это, таким образом, лишь обратная сторона многогранности и совершенства производства».

Это определение ПЕРВОЙ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ПОТРЕБНОСТИ — вводит нас в область ВСЕОБЩЕГО ТРУДА, который и включает в себя элемент ТВОРЧЕСТВА. Историческая ошибка советской экономической школы, развивавшей традиции «абстрактного труда» приводила к игнорированию РОЛИ ЛИЧНОСТИ в процессе исторического развития человечества.

ВСЕ РАЗВИТИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ «ИДЕЙ», КОТОРЫЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЛИШЬ В СОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ.

 

11.  Возникновение речи

Эта новая потребность — потребность в совершенствовании орудий (которые, одновременно, играли и роль ОРУЖИЯ) делит весь мир звуковых сигналов, которыми обмениваются приматы на два больших КЛАССА:

1. КЛАСС биологических звуковых сигналов: а) связанных с опасностью; б) связанных с наличием пищи; в) связанных с продолжением рода.

2. КЛАСС — общественно-значимых звуковых сигналов, связанных с изготовлением и совершенствованием ОРУДИЙ  ТРУДА.

Последний класс — и есть подлинный источник возникновения «человеческой речи», так как свойства орудий труда никак не связаны с классом биологических звуковых сигналов.

Происхождение человеческой речи, следующее или вытекающее из потребности совершенствования орудий труда, — до настоящего времени остается загадкой, как для философов, так и для филологов.

Невнятные намеки на связь человеческой речи с орудийной практикой встречаются во многих работах, но выделение в качестве ПЕРВОЙ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ПОТРЕБНОСТИ — ПОТРЕБНОСТИ  В  СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ  ОРУДИЙ — переводит этот вопрос в разряд поддающихся разумному объяснению.

Именно факт регулярного совершенствования орудий — единственная возможность объяснения всего хода человеческой истории, ибо никакими ухищрениями «философского» продвижения не удастся объяснить ни существование современных средств «виртуальной реальности», ни необходимости существования физиков-теоретиков, которые создают космологические модели. Но именно это требование — объяснить существование физиков-теоретиков — составляет СУЩНОСТЬ  АНТРОПНОГО  ПРИНЦИПА.

По этой причине возникновение самой ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  РЕЧИ — хотя это и был весьма длительный исторический процесс — прошло ДВЕ СТАДИИ:

1) стадию создания названий СВОЙСТВ  ОРУДИЙ, подлежащих совершенствованию;

2) стадию, когда совокупность СВОЙСТВ  ОРУДИЯ объединяется в ИМЯ  ПРЕДМЕТА, обладающего данным набором свойств.

Нетрудно видеть, что в этом объединении МНОГИХ  СВОЙСТВ в ОДНО  ИМЯ ПРЕДМЕТА и есть первый вид СИНТЕЗА в человеческом РАЗУМЕ.

Эта последняя стадия является ПРЕДПОСЫЛКОЙ существования ОБРАЗА  ПРЕДМЕТА, которого нет в поле зрения. Факт отдельного существования ОБРАЗОВ  ПРЕДМЕТОВ, в некотором смысле не зависимого от присутствия предмета в поле зрения, и является труднейшей проблемой становления человеческой речи. Так возникает предпосылка СТАНОВЛЕНИЯ СМЫСЛА человеческой речи.

Если слушать «человеческую речь», не порождающую в сознании ОБРАЗОВ ПРЕДМЕТОВ, о которых идет речь, то мы не можем называть ее «человеческой речью» по отношению к данному индивиду. Простейший пример такой «человеческой речи» известен каждому — когда при нем говорят на незнакомом языке.

Не очень хочется вдаваться в эту проблему, но без внесения ясности в этот аспект человеческой речи мы просто не в состоянии будем выделить «СВЕРХРЕЧЬ» — язык математики. Дальнейшее развитие Человека НЕВОЗМОЖНО без совершенного овладения миром математики как языка Науки, языка Разума.

«Человек ввел в структуру планеты новую форму действия живого вещества с косной материей. Раньше организмы влияли на историю только тех атомов, которые нужны для их роста и размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нужные для техники и для создания цивилизованных форм жизни. Человек действует здесь не как Homo sapiens, а как Homo sapiens faber». И этим он обязан трудовому творческому процессу.

 

12.  Первый трудовой акт

Рассмотрим простейший пример — подъем груза в 75 кг на высоту в один метр. По существу этот пример является иллюстрацией первого акта Человека — его перехода в вертикальное положение.

Очевидно, что время t на выполнение этой работы будет тем меньше, чем выше мощность работающего. Это читается так: время, необходимое для выполнения работы по подъему груза, в первом приближении равно мощности работающего, что обозначим буквой N. Но не вся используемая мощность совершает полезную работу, так как часть ее теряется из-за коэффициента полезного действия орудий труда: машин, механизмов или технологических процессов, обозначаемого буквой h.

Запишем это так:   А (75 кгм) = t ´ N ´ h.

Воплощение энергии в продукты труда представляет собой довольно тонкий эффект. Так, например, в поднятом грузе исчезает качественная определенность израсходованной энергии. Когда груз поднят, то никаким анализом нельзя определить, израсходована ли на его подъем мышечная энергия или энергия дизеля, приведшего в движение подъемник, энергия электростанции или атомной станции.

В данном примере видна завуалированная природа совершенной работы. Только физик, а не экономист, сможет заметить происшедшее в результате работы увеличение массы груза, и то не взвешиванием, а вычислением (на величину потенциальной энергии положения). Но вот если груз упадет, то можно будет сказать, что при падении работа 75 кг/м превратилась в тепловую энергию.

Эта величина теоретически необходимого расхода энергии скрыта в любом виде человеческой деятельности: в каждом созданном материальном и духовном благе. В этом смысле каждый материальный или интеллектуальный продукт труда может рассматриваться как превращенная или овеществленная форма энергии.

Прямое произведение полной мощности, находящейся в распоряжении субъекта, на КПД используемых в работе орудий труда, может быть определено как мера реальной возможности (технической мощности субъекта).

В силу того, что КПД орудий труда всегда меньше единицы, техническая мощность всегда меньше полной мощности субъекта труда. Реальная возможность показывает, сколько затрачено времени и энергии на производство продуктов труда при использовании орудий труда с определенным КПД. В этом смысле она может служить мерой количества труда, вложенного в производство за определенное время.

Нам нужно задать еще один вопрос: «А существует ли человек, который нуждается в данной работе?» После этого вопроса у нас появляется «коэффициент связи» с потребностью другого Человека. Если такой потребитель есть, мы обозначаем его e, которое равно либо нулю, либо единице.

Теперь мы можем записать ВЫРАЖЕНИЕ для интенсивности труда. Производительность труда растет, если время, необходимое для выполнения данной работы, УМЕНЬШАЕТСЯ. Запишем это в явном виде:

А (75 кгм) = t ´ N ´ h ´ e.

Перенесем букву t  в левую часть выражения:

.

            Мы видим, что интенсивность труда растет, когда время на выполнение той же работы становится МЕНЬШЕ. Это справедливо при росте энерговооруженности работающего, а также при росте коэффициента полезного действия машин, механизмов и технологических процессов. Однако если потребитель на результат данной работы отсутствует, т. е. численное значение e равно нулю, то вместо роста производительности труда — время на выполнение той же самой работы равно бесконечности.

 

13.  Труд и работа: меры

Есть существенное различие между понятиями работа и труд. По Подолинскому, труд есть в сущности своей работа, однако не всякая, а только целесообразная, то есть такая работа, на результат которой есть ПОТРЕБИТЕЛЬ.

Так же как и при выполнении работы, любой трудовой акт предполагает затрату времени и мощности. Это положение в равной мере относится к любому виду деятельности, будь это сфера материального или духовного производства.

Не существует ни одного примера, который опровергал бы это положение.

 

14.  Потенциальная возможность

Полная мощность здесь является мерой потенциальной возможности субъекта. Однако, в процессе труда не вся потенциальная возможность используется эффективно.

В процессе производства средств к жизни (как индивидуального, так и общественного, как материального, так и духовного) часть полной мощности бесполезно теряется. Эта часть может быть большей или меньшей, но она в любом трудовом акте существует и в этом смысле существует некоторая эффективность использования потенциальной возможности (полной мощности).

 

15.  Эффективность

Величина эффективности может быть представлена как произведение двух раздельно оцениваемых параметров: коэффициента совершенства технологии (или, иначе говоря, — обобщенного КПД технологических систем) и коэффициента качества организации труда (или качество плана, маркетинга):

,

где h — эффективность использования потенциальной возможности (полной мощности),  — коэффициент совершенства технологии (КПД машин, механизмов, технологических систем, используемых в сфере материального и духовного производства), e — коэффициент качества организации труда (или качество плана).

 

16.  Качество организации труда

Естественно, что произведенные предметы потребления, не имеющие спроса и ввиду этого не нашедшие потребителя не могут называться качественными продуктами труда. Поэтому коэффициент качества организации труда определяется отношением объема продукции, находящей спрос, к общему объему произведенной продукции (измеренных затратами времени и энергии). Отсюда произведение реальной возможности на коэффициент качества организации труда может быть определено как мера реализованной возможности.

17.  Реализованная возможность и мощность потерь

Реализованная возможность субъекта труда является частью его полной мощности. Эта часть определяет полезную мощность субъекта труда. Другая часть полной мощности бесполезно рассеивается и теряется, составляя мощность потерь.

 

18.  Элементарная схема производственного цикла

В соответствии со сказанным, любой производственный процесс, можно представить как систему преобразования материальных потоков, имеющих размерность меры мощность. Элементарный цикл такого процесса выглядит так (рис. 7.2):

 


полезная мощность

 
                             N                                             P

 

                                                                                                           

   G

Рис. 7.2

 

Здесь материальный поток, поступающий на вход системы и характеризующий ее полную мощность, обозначен N. Материальный поток, характеризующий полезную мощность на выходе системы, — Р. Мощность потерь обозначена символом G.

Полная мощность может быть представлена как сумма полезной мощности и мощности потерь:

N = P + G.

Отсюда следует, что мощность потерь находится под контролем полной и полезной мощностей. Уменьшение мощности потерь может быть достигнуто (при постоянстве полной мощности) только за счет увеличения полезной мощности (производительности труда), а оно, в свою очередь, — за счет повышения эффективности использования полной мощности, т. е. за счет повышения КПД орудий труда и качества труда.

 

19.  Мера труда и мера производительности труда

С учетом эффективности и использования полной мощности может быть уточнено определение общественно-полезной работы (труда) как произведения необходимого времени t  на полезную мощность Р  субъекта труда:

.                                      (7.1)

Нетрудно убедиться в том, что мерой общественно-полезной работы является энергия, а мерой производительности труда — полезная мощность.

Легко также убедиться и в том, что данное выражение есть определение процесса труда как процесса, совершающегося между субъектом и окружающей его природной средой.

 

20. Интегральная потоковая структура


Действительно, представим (7.1) в виде потоковой структуры (рис. 7.3):

 


Рис. 7.3

 
Рис. 7.3

 

По существу, представленная на рис. 7.3 потоковая структура является интегральным выражением схемы С.А.Подолинского.

 

21.  Мышление

Деятельность человека и соответственно затраты времени и энергии на нее не всегда может быть целесообразной, она может быть и нецелесообразной.

Именно поэтому С.А.Подолинский формулирует принцип, согласно которому деятельность человека удовлетворяет требованию целесообразности тогда и только тогда, когда результат этой деятельности приводит к увеличению его возможностей воздействовать на природу, т. е. к увеличению его полезной мощности, или, что то же самое, к уменьшению необходимого времени на выполнение работы.

Естественно, что чем более развит мозг Человека, тем больше потенциальные способности усиления мощности. В этом смысле всякий труд (не только интеллектуальный, но и физический) является одновременно и деятельностью человеческого мышления.

В силу сказанного мышление можно определить как способность субъекта повышать коэффициент усиления полезной мощности.

 

22.  Интеллектуальная возможность

Этот коэффициент может служить мерой творческих сил, интеллектуальных возможностей субъекта.

Человеческое мышление материализуется в средствах труда, средствах производства, в совокупности своей образующих производственные мощности, использование которых обеспечивает увеличение возможностей субъекта труда воздействовать на окружающую среду.

Каков же механизм усиления возможностей с использованием орудий труда? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос является далеко не тривиальным. Ведь каменный топор сам по себе не усиливал мощность человека, копье и лук также не были усилителями его мощности. В чем тут дело?

Эти орудия не усиливают мощности, но позволяют транспортировать энергию по заданному направлению, изменяя плотность потока энергии на единицу поверхности тел внешней среды.

Внешняя среда очень чувствительна к плотности потока энергии, она дает ряд нелинейных эффектов. Эти нелинейные эффекты и есть узлы, в которых возникает эффект усиления. Так, давление на кожу животного должно было бы (при линейности) давать все большую и большую деформацию. В силу нелинейности наблюдается разрыв тканей.

С появлением паруса, водяной и ветряной мельницы, при использовании домашнего скота, паровой или иной машины человек применяет уже не свою мышечную энергию, а энергию других источников. Это совершенно новый тип орудий, так как, в отличие от предыдущих, они усиливают мощность.

Однако, сам по себе усилитель мощности представляет собой систему, которая реализует те же самые функции: транспортирует энергию заданного вида по заданному направлению или хранит энергию заданного вида в заданном месте.

Новое свойство усиливать мощность не следует из свойств элементов, из которых построен реальный усилитель. Появление таких супераддитивных свойств — весьма характерная особенность, сопровождающая функционирование любой живой системы.

Свойство организованных систем усиливать мощность кажется парадоксальным. У.Р.Эшби, анализируя данную ситуацию, пишет: «Заставив весь процесс, от мышц кочегара до колес, протекать двумя стадиями, связанными с двумя порциями энергии, величины которых могут меняться до некоторой степени независимо, современный инженер может получить общее усиление мощности».

Нетрудно убедиться в том, что существует точное соответствие между принципом, на который указывает Эшби, и принципом целесообразной деятельности, который был впервые рассмотрен Подолинским. В обоих случаях справедливо утверждение: затраты на первой стадии (изготовление паруса, ветряной мельницы, гидроэлектростанции или атомной станции и т.д.) не равны количеству мощности, которую получает субъект труда при использовании созданного объекта. Имеет место неэквивалентный обмен, при котором факт неравенства этих двух стадий, на второй из которых получается больше энергии, чем израсходовано на первой, представляет общественный интерес, т.к. отношение результата к вызвавшей его затрате (характеризующее неэквивалентность обмена человека с природной средой) представляет собой неубывающую функцию времени.

 

23.  Развитие

Логическим следствием неубывания этой величины является возрастание возможностей в ходе их исторического развития совершать все большую работу, результаты которой обеспечивают удовлетворение возрастающих потребностей.

По мере развития человек стал осваивать и использовать в собственных целях все более широкие и разнообразные виды энергии:

1) огонь, используемый для обогрева, приготовления лучше усваиваемой пищи, изготовления новых, более эффективных орудий труда.

2) домашние животные (лошади и др.) как источники энергии. «В той мере, в какой применение животных не носит чисто механический характер, как это имеет место при вращении мельницы, их применение целиком основано на том, что они двигаются произвольно и что на их волю воздействует воля человека»...;

3) в рабовладельческом обществе труд рабов;

4) энергия воды;

5) энергия ветра;

6) энергия пара, приводящая в движение паровой двигатель;

7) электрическая энергия;

8) энергия топлива, преобразующаяся в двигателях внутреннего сгорания;

Во второй половине XX в. человек начал использовать новые источники энергии:

9) атомная энергия;

10) энергия солнечных лучей, преобразованная с помощью фотоэлементов, и др.

Развитие, с точки зрения используемых источников энергии, характеризуется следующими закономерностями:

1. Количество энергии, находящейся в распоряжении человечества, и номенклатура источников в этой энергии в историческом времени растет.

2. Одновременно растет эффективность использования указанных источников энергии.

3. Происходит постепенное замещение затрат рабочей силы мощностью технических средств.

Однако, за всеми этими закономерными изменениями стоит ТВОРЧЕСТВО Человека как ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ, в ходе которого рождаются новые Идеи. Их материализация в действующих конструкциях машин, механизмов и технологических процессов и обеспечивает рост эффективности использования полной мощности, т. е. обеспечивает РАЗВИТИЕ общества.

Это позволяет определить развитость общества p(t) для определенного времени t как отношение его реальных возможностей Р(t) к численности населения M(t). Отсюда естественно-историческая закономерность развития записывается так:

.

Данная формулировка означает, что с течением исторического времени величина развитости не убывает.

Таким образом, посредством трудового творческого процесса человек включен в биосферный круговорот вещества и энергии: Солнце излучает поток лучистой энергии, часть которого аккумулируется растениями и преобразуется ими в продукты питания, обеспечивая тем самым протекание процессов жизнедеятельности, сопровождающихся ростом свободной энергии. Человек, перерабатывая материальные потоки вещества и энергии, увеличивает скорость протекания процессов жизнедеятельности, а следовательно, и скорость (или темпы) роста свободной энергии Земли.

Однако если в технических средствах Человек является мощной геологической силой, то в своих целях он подчинен Природе и ее Законам.

Принятие этого положения требует большого личного мужества, так как указывает, что цель должна быть согласована с Законом.

Назад Оглавление Вперёд
Hosted by uCoz